Настоящая жизнь вся предоставлена трудам и подвигам, а будущая – венцам и наградам. Святитель Василий Великий.

 
 

а востоке Подмосковья, в Орехово-Зуевском районе, среди живописной природы раскинулось село Старый Покров. Добраться до него не так-то и просто, но когда побываешь в этом уголке русской глубинки, то не пожалеешь о проделанном пути. Старый вековой лес, переливчатое пение птиц, на редкость чистый воздух и почти утерянная в нашей суетной жизни благодатная тишина. Село это небольшое и домов в нём чуть более десятка, многие из которых уже ветхие...

окровский Погост (с. Старый Покров) - при р. Сеньге. Вся прилегающая местность с многочисленными деревнями была известна под именем Сенежcкой волости и принадлежала московским митрополитам, а затем патриархам. В начале XVII столетия, по патриаршим окладным книгам, в патриаршей вотчине в Сенежской волости на погосте существовала церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Во 2-ой половине XVII века с. Старый Покров было в вотчинном владении Юрия Алексеевича Блудова. В 1688 г. здесь была построена церковь во имя Святых мучеников Флора и Лавра, в 1703 г. церковь была расширена, устроены приделы во имя Николая Чудотворца и Святого великомученика Димитрия. В начале XVIII столетия на погосте появляется церковь в честь Покрова Богородицы. При церкви в то время было четыре священника, два дьячка, два пономаря и просвирница. В 1741 г. Покровская церковь сгорела и вместо нее была возведена новая деревянная церковь.

1845 году вместо деревянной церкви начали строить существующий ныне каменный пятиглавый храм с колокольней. Престолов в нем три: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен в 1863 г. по благословению Феофана Затворника, который был епископом Владимировским). Приделы во имя Святителя Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери освящены в 1851 г.. Особенно почиталась в приходе и в окрестных деревнях чудотворная икона Ахтырской Божией Матери и крест с частицами святых мощей Антония и Феодосия. В архиве храма сохранилась ведомость прихода и расхода церковных денег за март 1811 г.

храме причт был, как тогда называли "двухкомплектным", то есть при каждом священнике состоял свой дьячок, а при настоятеле диакон с пономарём. В клировой ведомости за 1850 год написано что, Благовестов Михаил Васильевич Преосвященнейшим епископом Владимирским и Суздальским посвящён к церкви Покрова Пресвятой богородицы во священника. Семья о. Михаила состояла из жены Агафьи Васильевны, и детей: Анны, Александры, Екатерины, Евдокии, Василия и Марьи. Диаконом в это время служил Ксенофонт Иванович Сарментов, священнический сын. Жена его Дарья Петровна, дети: Иван, Пелагея, Петр. В клировой ведомости за 1854 год написано, что дьячком был определен Яков Тимофеев Лебедев на отцовскую дьяческую должность, а при священнике Федоре Солярском состоял дьячок Яков Федоров Веселовский, дьяческий сын. В клировой ведомости за 1857 год написано что, дьячок Василий Герасимович Покровский, пономарский сын определен на отцовское дьяческое место к церкви Покрова Богородицы. Про его отца читаем: "Пономарь Герасим Федоров Тимофеев, священнический сын, по исключении из Высшего отделения Владимирского уездного училища в 1819 г. Преосвященнейшим Ксенофонтом епископом Владимирским и Суздальским на сие место определен и в стихарь посвящен, грамоту имеет. Жена его Елена Михайловна". В клировой ведомости за 1857 год написано что, пономарь Егор Фёдорович Виноградов , священнический сын переведен в 1856 году переведен в с. Старый Покров. Вторым священником в этот период был Федор Павлович Солярский. В семействе у него: жена Агафья Сергеевна, дети: Александра, Ольга, Мария, Анна, Петр, Марья, Прасковья. По ведомости 1854 года: "Просвирня, девица Степанида Тимофеевна Сновицкая в должность просвирницы поступила 1852 года ноября 11, указ на исправления имеет. Заштатные и сиротствующие: Погоста Покрова заштатный священник Сергей Сергеевич Ремезов живет на содержании священника Солярского. Того же погоста вдовая диаконица Прасковья Егорова Богоявленская живет на содержании диакона Сарментова...".

середине XIX в. в приходе Покровского храма была огромная территория от д. Сеньго-озеро (ныне Владимировская область) до д. Губино и Язвищ. В клировой ведомости за 1854 год написано, что Погост владеет 80 десятинами земли: усадебной земли, принадлежащей церкви 3 десятины, пахотной 30 десятин, сенокосной - 18. Дома церковнослужителей собственные, построенные на церковной земле, церкви принадлежит ветхая деревянная сторожка.

зачиная с 1871 по 1907 гг. настоятелем был протоиерей Иоанн Рудаков (36 лет!). Старожилы говорят, что у него было прозвище «Добро». Со своей матушкой Марией он вырастил шестерых детей, и все они служили Церкви: сыновья Пётр, Ефим, Сергий стали священниками, Василий протодиаконом, Дмитрий псаломщиком. Но все они несли послушание вдали от родного храма.

последний год своей жизни, о. Иоанн, просил епархиальное начальство определить к Покровскому приходу рукоположенного в том же году иерея, священника Порфирия Доброхотова, женатого на дочери отца Иоанна - Екатерине. Отец Порфирий Доброхотов служил в Покровском храме с 1907 г. по 1919 г. У потомков отца Порфирия сохранилась его ставленная грамота - которую подписывал архиерей, и выдавал "ставленнику" - лицу, рукополагаемому во священника. В грамоте и излагались обязанности священника, время и место рукоположения в храм, для служения в котором посвящается священник.

1919 году о. Порфирий умер от тифа (заразился, причащая больных). Отец Порфирий Доброхотов, как и о. Иоанн Рудаков, похоронены у стен храма. У о. Порфирия и матушки Екатерины Ивановны был сын Петр, но он не хотел посвящать себя служению Церкви, хотя прислуживал в храме. Уже на склоне лет, сын о. Порфирия, Пётр Порфирьевич Доброхотов (1909 -1985 г.) был председателем ревизионной комиссии Покровского храма и похоронен у его стен.

1919 по 1925 гг., в период гонений и церковной смуты, на приходе сменились несколько священников По воспоминаниям местных жителей, в 1920-х гг. диаконом был о. Фитининский (имя неизвестно), псаломщиками (в разное время) Леонов и Виноградов. Дом Виноградовых, если идти от Пашнево, - первый направо, Фитининских - налево. В Старом Покрове была трехклассная приходская школа.


Доброхотов
Петр Порфирьевич

Успенский
Александр

1925 г. настоятелем храма стал о. Александр Успенский (в 1924-1925 гг. он служил диаконом в соседнем Покровском храме с. Пашнево). В старом Покрове он построил собственный дом (по дороге на Новониколаевку) и был настоятелем Покровского храма по 1937 г. Как рассказывал Серафим Александрович Успенский, сын настоятеля храма, о. Александр всегда трудился. При доме была земля, 40 соток, - половина сад, половина огород. На огороде работали жена и дети, а в саду о. Александр делал всё сам. У семьи было полное крестьянское хозяйство: лошадь, корова, овцы. В конце 1920-х - начало 1930-х гг. непосильное бремя налогов разорило семью. Сначала продали лошадь, корову, овец. Верующие помогали, кто чем мог, члены церковного совета собирали деньги для поддержания храма. К о. Александру несколько раз приходили описывать имущество за долги по налогам, но описывать было нечего: из одежды только то, что на нем, а стулья, стол - всё ветхое. К 1937 г. остался один дом, но и его пришлось продать. Переехали в д. Кабаново. 6 ноября 1937 г., в праздник иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" о. Александра арестовали. От него пришло несколько писем. Его сын и сейчас помнит странный адрес, по которому отправляли передачи и деньги: "Красноярский край, Подконвойный городок, свиноферма Беломорстроя". Весной 1938 года посланные деньги вернулись с пометкой о невручении в связи со смертью адресата, без объяснения, когда и отчего умер.  После о. Александра священников в приход не присылали, церковь стояла в сохранности, но служить было некому. По преданию, храм уберёг церковный староста Фёдор Пискарёв, который из собственных средств, имеющихся у него благодаря пасеке, платил налоги.

1945 г. в храме снова возобновились богослужения. По воспоминаниям старожилов, с 1945 по 1946 г. в храме села служил о. Николай Троицкий: "сначала был о. Николай, старенький, хроменький". С 1946 по 1947 г. - о. Михаил Розанов: "потом служил старец о. Михаил". В 1948 г. настоятелем храма стал о. Александр Нечаев. С 1948 по 1951 г. в храме служил о. Алексей Сокольский. Он был из репрессированных, после освобождения из лагеря был направлен в Старый Покров.

Марухин
Федор Степанович

Рыбицкий
Петр Николаевич

Предтеченский
Николай Алексеевич

1951- 1952 гг. настоятелем храма был священник Федор Степанович Марухин. С 1952 по 1957 г. настоятелем Покровского храма был священник Петр Николаевич Рыбицкий. Он родился на Украине, в Каменец - Подольской области, Словутском районе, селе Цветохи. Окончил 8 классов и поступил в Саратовскую семинарию, которую закончил в 1951 г. , работал на электростанции в г. Шепетовка. В 1952 г. венчался в г. Зарайске, в том же году рукоположен во священника, 30 июля назначен настоятелем Покровского храма. В послушном списке приведена характеристика о. Петра: "поведения отличного, к пастырским обязанностям относится с любовью и усердием. Заботится об украшении храма и умело ведёт церковное хозяйство". С 1957 г. настоятелем храма был Предтеченский Николай Алексеевич. Он родился в с. Поэлово Юрьевского уезда Владимировской Губернии, в семье священника, окончил Переславское Духовное училище, выдержал экзамен на звание учителя церковноприходских школ. В 1918 г. венчался с Морозовой Анной Ивановной, в том же году определен псаломщиком к церкви с. Кубаево Юрьев-Польского уезда , в 1919 г. переведен в с. Новофетиново Покровского уезда Владимировской губернии. В 1922 г. рукоположен во дьякона. С 1927 по 1937 г. - диакон церкви Рождества Богородицы г. Загорска Московской области. С 1937 по 1951 гг. - диакон Богородицерождественской церкви с. Нестерево Орехово-Зуевского района. В характеристике, данной благочинным Орехово-Зуевского округа, и записанной в послушном списке о. Николая сообщается, что "священник Предтеченский о. Николай в поведении своем не всегда бывает исправен. Страдает пристрастием к винопитию. В деловой переписке медлителен. По отзывам некоторых прихожан груб в обращении".

1961 г. советским правительством Церкви была навязана реформа органов самоуправления. Вся власть в приходе переходила к Исполнительному органу церковного совета. Священник был отстранен от участия в хозяйственной деятельности прихода. Он как бы нанимался церковным советом для совершения богослужений. 5 декабря 1961 г. был избран "Исполнительный орган церковного совета Старо-Покровской церкви Орехово-Зуевского района Московской области". Церковным старостой стал Михаил Петрович Костров (р. 1904), пенсионер из д. Новониколаевка, его помощником-Александр Гаврилович Иванов (р. 1885) из д. Старый Покров, казначеем - Василий Родионович Бугров из д. Савинская. Последним протокол подписал священник Н. Предтеченский. В тоже время был избран "Исполнительный орган Ревизионной Комиссии приходской общины по Старо-Покровской церкви..." Председателем был избран Пётр Порфирьевич Доброхотов, членами Ревизионной комиссии были избраны: Татьяна Ивановна Ючкина (р. 1903, из д. Дорофеево, пенсионерка) и Александра Васильевна Иванова (р. 1903, из с. Старый Покров, работница совхоза). В церковную "двадцатку" были выбраны жители из деревень: Мануйлово, Грибчиха, Дорофеево, Лыщеково, Новониколаевская, Савинская.

ачиная с 1962 по 1994 г. настоятелем Покровского храма был о. Владимир Кошечкин, его жена Людмила Вячеславна Кошечкина- Еппидифорова умерла в 1983 г., похоронена у алтаря церкви. Она запомнилась жителям тем, что "как белка, лазила на крышу храма и сама красила купола". В 1950-е гг. псаломщиком был Иван Терентьевич Лебедев из с. Пашнево. Отец Владимир и поныне живет в Старом Покрове. Во время его настоятельства храм посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

 

о. Владимир Кошечкин

 

По материалам книги протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы Орехово-Зуевского района"

 

ресвятая Богородица защитила Своим Покровом от поругания это место, и сюда на хранение свозили святыни из окрестных церквей. Сохранившиеся в храме Царские врата и иконы, паникадила, подсвечники с клеймами дореволюционных мастеров, хоругви несут на себе отблеск минувшего великолепия.

Антиминс - плат со вшитой в него частицей мощей святого и надписанием архиерея

Иконостас

Крест-распятие с предстоящими

Икона
Николая Чудотворца

Темничка
Иисуса Христа

ачиная с 1994 по 2005 гг. настоятелем был иеромонах Тихон Опарников. В период его настоятельства был произведен ремонт кровли и начата реставрация куполов, а также отреставрированы росписи в зимней церкви.

 

2005 г. года настоятелем храма является священник Антоний Рыжаков, выпускник Свято-Тихоновского Богословского института. Основным событием в период настоятельства о. Антония стала прокладка дороги от с. Пашнево в Старый Покров. Впервые за всю историю храма прямо к его ограде проложен асфальт. Наступил другой период в жизни  храма. Сюда вновь потянулись прихожане.

150-летию со дня освящения храма он был полностью отреставрирован. Началось все с того, что была полностью заменена электропроводка, крыша, росписи, купола, двери, полы, которые теперь с обогревом, и сейчас нет в храме разделения на летнюю и зимнюю части – храм полностью отапливается. Отреставрированы ветхие подсвечники и паникадило, обновлен Св. Алтарь. На главах сияют золотые кресты, а с колокольни  раздается звон 17-ти колоколов, специально отлитых к юбилею в г. Тутаев Ярославской области. Полностью восстановлена местами находящаяся в ветхом состоянии ограда, на территории храма уложена гранитная брусчатка.  На источнике устроена купальня. Построен новый дом причта. Устроена воскресная школа.

 

о. Антоний Рыжаков

2015 г. настоятелем храма является протоиерей Андрей Зозуля, выпускник Коломенской духовной семинарии. Отец Андей явлеется член Епархиального отдела по социальному служению и благотворительности Орехово-Зуевского благочиния. Работы в храме не прекращаются. Настоятель постоянно думает над тем, что еще можно привнести в святыню. Продолжаются работы по восстановлению храма и благоустройству приходской территории. Стараниями батюшки при храме действует Воскресная школа.

о. Андрей Зозуля

 

Фотографии храма

 

Прихода
Благочиния
Московской Епархии
Московской Патриархии

Православие и мир
Православие
ТК «СОЮЗ»
Предание
Азбука православия