Молитвенное прославление или гимнография Службы Собору Новомучеников и Исповедников Орехово-Зуевских
Уважаемые организаторы, участники и гости сегодняшней конференции!
Сердечно поздравляю вас с праздником, посвященным памяти новомучеников и исповедников Орехово-Зуевских! Искренне благодарю за оказанную мне честь и доверие перед столь высокой и многоуважаемой аудиторией поделиться некоторым опытом работы по составлению Службы Собору новомучеников и исповедников Орехово-Зуевских. Сожалею, что за то малое время, которое отпущено мне для доклада, будет невозможно ознакомить вас со всеми особенностями творческого процесса и методикой работы над данным проектом. Однако я постараюсь, не выходя за рамки регламента, сообщить только то, что будет интересным и важным для всех.
рошло чуть более десяти лет, как Русская Православная Церковь, в 2000 году пережила самое знаменательное событие за всю свою, более чем тысячелетнюю историю – канонизацию сонма Новомучеников и Исповедников Российских ХХ столетия. В современной истории это событие, безусловно, стало самой мощной духовной платформой для возрождения церковной жизни во всей нашей стране.
Это прославление открыло новую благодатную почву для развития фундаментальных церковных наук и искусств, таких как агиографии, гимнологии, иконописи и т.д. Особо сложной и богословски емкой из них представляется гимнология. На сегодняшний день как самостоятельная фундаментальная дисциплина, она ещё не сформировалась, нет и единого предметного пособия, однако существует достаточно много отдельных трудов, посвященных проблемам церковной поэзии, в том числе и современной. Эти труды, в основном, и стали для автора источником элементарных познаний и методическим пособием в процессе работы над проектом службы.
дин из важнейших пунктов (п.7) решений Освященного Архиерейского Собора 2000 года гласит: “Службу Собору новомучеников и исповедников Российских составить особую. Благословить составление отдельных служб каждому из прославленных святых…по его чину”. Что имеется в виду в этом пункте, и что значит «составить Службу»?
Во-первых: гимнотворчество и славословие это неотъемлемая часть литургической жизни Церкви, её высочайшее искусство, посредством которого она изображает таинственный, духовный мир Богообщения, мир, где соединяется Небесное и земное; Во - вторых: сам факт канонизации святых предполагает их молитвенное прославление – то есть составление особых псалмодических гимнов, или духовных песнопений, воспевающих подвиги святых и свидетельствующих о их небесной славе, которой они удостоились от Господа.
ти гимны, составленные в строгом соответствии с каноническими требованиями Богослужебного устава и традициями Православной Церкви, тайнообразующе вводят молящихся в духовное общение со святыми. Открывается то незримое духовное окно, через которое мы – чада Церкви земной возносим похвалы и молитвы святым сродникам нашим, составляющим Церковь Небесную, и это общение освящает нас благодатью Святого Духа, Которого преизобильно сподобились наши святые; приносит нам благодатную помощь, молитвенный покров и предстательство святых пред Престолом Божиим.
Очень любопытный факт - нашу Православную Церковь, среди инославных конфессий, называют – “церковью поющих”. И это соответствует истине, ведь невозможно себе представить литургической жизни церкви без певческой культуры - традиционного пения псалмов, гимнов и молитвословий. Поётся сама Божественная литургия, поётся и весь суточный круг богослужений; поются всевозможные чинопоследования молебнов и весь набор внутрицерковных треб. И все это имеет свою нотно-гласовую проработку. Достоин умиления и сердечной радости тот факт, что Церковь поёт и в ответ на все проявления глубоких духовных переживаний своих чад: в радостях или в горе; в покаянии или умилении; в восторге или печали; поёт в момент рождения нового человека, поёт же и в час его смерти. Церковь поёт, разделяя радость с одними, и поёт, сострадая другим, при этом очень мудро, тонко и точно подбирает для каждого случая особые напевы, гласы и слова песнопений, которые глубоко созвучны различным переживаниям христианского сердца. Одних она врачует от душевных и телесных недугов, вселяя веру и надежду на исцеление; других утешает в скорбях и утратах, придавая силы и терпение в несении жизненного креста; третьих назидает, иcполняя жизнь смыслом и вечными ценностями. Но особого смысла исполнены песнопения, которыми Церковь ныне воспевает святых новомучеников и исповедников – этот величественный плод своих Голгофских страданий.
песнях и пениях духовных Она прославляет новых мучеников и страдальцев за веру, не поставивших цены своей жизни выше цены Истины и правды Христовой, но, напротив, перед лицом страданий и самой смерти, не пощадивших живота своего, взойдя в след Христа на Голгофу. Она торжествует и чествует их, потому что они вольно взошли на эту Голгофу и не устрашились этого тяжкого жребия, разделив чашу страданий, выпавшую на долю всей Матери Церкви. Она славословит их непоколебимое стояние в вере, твердое упование и любовь к Богу, христианское мужество и терпение в перенесении всех выпавших на их долю испытаний, страданий и мук. В молитвенно-поэтических гимнах мы преклоняем свои колена сердец и телес пред теми, кто не преклонил своих колен перед врагами Христовой Церкви и отверг их ложное и унизительное избавление, презрел погибельное обещание жизни вне Христа и Его Святой Церкви, но предпочел через муки и смерть водвориться туда, где почивает Начальник Жизни и Совершитель спасения – Христос. В песнях духовных мы воздаем святым угодникам Божиим посильную, сердечную дань любви и благодарности, потому что их мученическая кровь – есть негиблющее семя Церкви, её новая жизнь и дыхание. Мы утешаемся и окрыляемся верой, потому что в лице наших святых сродников мы обретаем неусыпных ходатаев пред Престолом Божиим, Небесных покровителей и молитвенников за Церковь, Отечество и за весь Православный мир.
Вспомним слова Христа, обращенные к своим ученикам, а через них и ко всем Своим последователям: “Вы соль земли,..вы свет миру – говорил Он, - Так да светит свет ваш пред людьми, чтоб они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небеснаго”. – (Мф.5, 13-14-16.) В словах: “вы соль земли.., вы свет миру..” Господь обращает внимание апостолов и будущих последователей Своих, на то, что их миссия - евангельское делание и последование Христу, сопряженное с опасностями, страданиями за Слово и даже со смертью (Мф.10, 16-22, 28) - будут для мира как соль, истребляющее и прекращающее всякое нравственное и духовное тление; и как свет, который рассеивает тьму невежества и идолослужения и просвещает народы, открывая им путь к познанию Истины и вечному спасению. И далее: “Так да светит свет ваш пред людьми…” - здесь Господь требует самими делами веры, творением добра и правды являть миру всю силу Его духовного и нравственного закона, ибо этот закон – Свет каждому из нас и просвещение всему миру во спасение.
егодня мы воспеваем тех, кто исполнил этот закон и более того, запечатлел его своими страданиями и мученической кровью и, также как и апостолы, и все древние христианские мученики, они засвидетельствовали непреложную истинность этого закона, через что сподобились быть сынами Света: “..так да светит свет ваш..”. И свет святых наших, вожженный любовью к Богу, воссиял страданиями за Христа, а что может быть светлее и сиятельнее, чем подвиг мученичества, ибо этот подвиг есть венец всех христианских добродетелей.Итак, воспевая святых своих новомучеников в гимнах духовных, Церковь торжественно и во всеуслышание свидетельствует всему миру – вот есть соль земли.. нашей и вот есть свет миру – правило Веры и Богопочитания, мерило и основание всей нашей жизни; образ благочестия и евангельского делания. Поет и свидетельствует миру по глаголу Господа; “чтоб они – то есть мир - видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небеснаго”. – ( Мф.-5, 13-14-16).
В тропаре святым глас, 5 представленной службы, эта тема отражена особо ярко:
Православныя веры хранителие/ и твердии Христови исповедницы,/ новомученицы Орехово-Зуевстии,/ страданьми землю нашу освятившии/ и мрак безбожия в ней разсеявшии,/ ныне же Престолу Божию предстоящии/ и сладости райския наслаждающиеся,/ молите Христа Бога/ мир Отечеству даровати/ и душам нашим велию милость.
Тропарь строг и монументален по форме, лишен излишней лиричности и поэтической витиеватости; по замыслу - каждая заложенная в нем мысль кратка, однако вполне раскрывает их исповеднический и мученический подвиг, и способствует его осмыслению; в тропаре раскрывается общий и свойственный для всех воспеваемых в соборе, духовный образ, их небесная слава. Молитвенное обращение к святым приклоняет их к милости и заступничеству пред Богом за Отечество и людей.
Общие задачи и цели проекта.
Подчеркну, что прославление новых угодников Божиих носит сугубо Церковный характер, так как святые совершали свой подвиг мученичества и исповедничества прежде всего во свидетельство Христово, Христом и за Христа, при этом не запятнавшими своего звания духом разделения и отпадения от Веры, и нераздельно пребывавшими в лоне метери-Церкви до конца.
Прежде всего составителю чинопоследования необходимо было определить весь комплекс задач догматического, богословского, нравственного, вероучительного и назидательного характера, которые в той или иной степени должны были быть отражены в данном проекте. В силу ограниченности данного мне времени, нет возможности подробно познакомить вас с методикой реализации всех вышеозначенных задач. В ходе доклада, приведу лишь некоторые примеры решения той или иной задачи в процессе работы над текстами.
Основная задача состояла в том, чтобы посредством молитвенно-поэтических форм, канонически грамотно и правильно составить соборное богослужебное последование, прославляющее подвиги святых новомучеников; изобразить их опыт веры и жертвенного служения Богу и ближним; раскрыть духовную и нравственную природу их подвига, но при этом в доступной для современного церковного поколения форме, побуждая верующих, через опыт святых, правильно оценивать и устраивать свою христианскую жизнь и определять её приоритеты.
Цель: Молитвенно прославляя новомучеников и исповедников земли нашей, мы сохраняем, как и все предшествующие нам церковные поколения, традиции православной святости, свидетельствуем о жизнеспособности и силе исторической преемственности церковных поколений, печатлеем вечную память о подвигах святых, как образце евангельского делания, исполнения заповедей Христовых, хранения преданий Отеческих и совершения дел Веры, Надежды и Любви.
Именно такой идейный замысел автор старался реализовать в гимнографических текстах составленной Службы новомученикам и исповедникам Орехово-Зуевским.
Краткое описание слжбы.
Темой самоотверженного и жертвенного служения Богу и ближним проникнута вся составленная служба, с той лишь разницей, что на определенном этапе богослужебного последования, та или иная идея отражена по разному: например: основные стихиры на «Господи воззвах…» по замыслу объединены между собой общим похвально-повествовательным мотивом, раскрывающим первопричины подвига, его содержание, плоды и небесную славу святых. Эти стихиры несут в себе единую смысловую нагрузку и выступают как единая и неделимая молитва, содержащая в себе практически весь идейный замысел всего произведения. В них повествуется, что превыше всех жизненных приоритетов и потребностей, святые: «Все отложивше житейское попечение..», перед лицом страданий и смерти, избирают путь стояния в вере и Истине, при этом смиренно..: «Всю возложивше на Подвигоположника надежду..» полагаются на всесовершающую благодать Господа, и как самый убедительный и сильный фактор свидетельства своей веры: «Всю положивше живота цену за Искупившаго ны Христа…» мученики отдают свою жизнь за Того, Кто Своими страданиями и смертью искупил нас, Который есть Жизнь и Воскресение. Завершаются стихиры последовательными молебными обращениями к святым: «…молите Отечеству нашему в мире сохранитися..; землю Русскую в Православии сохранити…; и нас в Православии утвердити…»;
Последующие четыре ины стихиры, глас 2, посвящены святым по чинам святости: первая – священномученику Никите (Делекторскому), епископу Орехово-Зуевскому: «Нищетою вольною…», по замыслу, в стихире отражены основные добродетели свщмч. Никиты – странничество, крайнее нестяжание и скудость во всем: «Нищетою вольною обогатився,..», но при этом нищелюбие и милосердие к нуждающимся, духовное окормление верующих. старчество: «И смирением богатство веры стяжав..»; в постигших его, как архипастыря, злострадниях – гонении, поношении, заключении в темницы, и даже перед лицом самой смерти, он мужественно сохранил верность Христу, достоинство святителя и сокровище своей души, и: «Яко венценосец священный, Престолу Божию предстоя,..» молится о нашем спасении. Далее, одна общая стихира – преподобномученикам Иоасафу (Крымзину), Петру (Мамонтову) и Серафиму (Булашову), насельникам Гуслицкого Свято-Преображенского монастыря, а после закрытия обители – приходским священникам: «Гуслицкия обители…»; две стихиры – священномученикам: «Егда врата…» и: «Яко воини…». Далее, стихира на Славе гл.4: «Яко доблий кормчий,..» общего для святых содержания, и ныне – Богородичен гласа: «Иже Тебе ради:»
В стихирах “на стиховне” глас 2, раскрывается духовная и нравственная глубина подвига святых, его природа, в основе которой лежит всепобеждающая любовь Христова. По своей молитвенно-поэтической форме они более лиричны и умилительны; а по законченности мысли и повествовательной насыщенности, они наиболее удачны, и при этом лаконичны.
Подобен: Егда от Древа:
Егда прииде время испытания веры вашея,/ тогда делом явили есте, новомученицы,/ како любы Христова всяк страх изгоняет/ и смерти державу побеждает,/ како путь тесный широту райскую отверзает./ Онем же путем, всеблаженнии,/ путеводите и нас ко спасению.
Егда законопреступнии людие/ руки своя на вы возложиша/ и, яко злодеев, на смерть осудиша,/ тогда, страстотерпцы прехвальнии,/ агнчим незлобием/ и смирением крестным/ ярость безбожных посрамили есте/ и от смерти к Жизни вечней,/ мученическим закланием востекли есте.
Егда от рук беззаконных/ немилостивно убиени бысте, новомученицы,/ и безчестно в ров земный ввержени,/ тогда исповедницы всеобщаго Воскресения/ и Жизни Вечныя явистеся/ и, яко зерна пшеничная,/ в земли посеявшеся/ и плод сторичный принесше,/ в Царствии Небеснем процвели есте.
Нельзя было конечно обойти в мученической службе тему Пасхальной радости и Тожества Воскресения Христова, и причастности святых мучеников, через страдания и смерть, к этой всерадостной и жизнеутверждающей проповеди. Эти мотивы мы слышим в стихирах “на литии, глас 5”:
Истиннаго Бога свидетелие вернии,/ новомученицы Орехово-Зуевстии,/ во страданиих своих Воскресение Христово исповедали есте./ Ныне же, Пасхи вечныя наслаждающеся,/ молите Всемилостиваго Владыку/ в Православии нам утвердитися/ и Царствия Небеснаго достигнути.,
А также в третьей стихире “на стиховне, глас 2”
Егда от рук беззаконных/ немилостивно убиени бысте, новомученицы,/ и безчестно в ров земный ввержени,/ тогда исповедницы всеобщаго Воскресения/ и Жизни Вечныя явистеся/ и, яко зерна пшеничная,/ в земли посеявшеся/ и плод сторичный принесше,/ в Царствии Небеснем процвели есте.
Страдающий за Веру подвижник совершает свой подвиг во образ страданий Христа, Христом и за Христа. И как Христос пострадал, умер и воскрес, так и всякий подвижник, подвизающийся во Христе имеет непреложное упование вечно быть со Христом, Который есть Истина, Живот и Воскресение.
Христос, как Подвигоположник – есть образ, причина и основание всякого христианского подвига, но более всего – подвига мученичества, т.е. свидетельства о Истине страданием за Веру, или свидетельство о Христе и стояние в Вере перед мучителями и гонителями ценой страданий и смерти. Христос потому образ, причина и основание мучеников, что явил личными страданиями не только образ жертвенной искупительной любви, но и образ стояния в Истине пред всеми вызовами зла.
Поэтому возникала естественная необходимость подчинить замысел всей службы полноте евангельского учения, где центром всего является Христос и Его спасительные страсти и Победоносное Воскресение.
Отождествление подвигов Новомучеников с образом евангельских страданий Христа в текстах представлено в достаточно корректной и соразмерной форме. И этими образами проникнута практически вся служба, но особенно – кондак святым, глас 6
Светом Истины исполненнии,/ новомученицы Орехово-Зуевстии,/ во дни скорбных испытаний Церкве Русския,/ Крест вземше, последовасте Христу,/ страданьми землю Московскую возделавше,/ радость жизни вечныя/ в Небеснем вертограде ныне пожинаете,/ моляще Человеколюбца Бога,/ мир душам нашим даровати и велию милость.;
Седален по 3-ей песни, глас5:
Потоками свидетельств ложных и огнем мучений/ тщахуся безбожнии шествие ваше, страстотерпцы, ко спасению воспретити,/ обаче посрамишася и низложишася./ Вы же, святии, яко дар, страдания приясте за Христа,/ Иже есть Путь, Истина, Живот и Воскресение.;
Первые тропари 3-ой, 6-ой и 7ой песни канона:
3. От лжебратий гоними и мучими, страдальцы Орехово-Зуевстии,/ союзом любве Христовы связуеми,/ всякую злобу вражию попрасте,/ пособие имуще Крест Христов,/ оружие непобедимое и знамение нашего спасения.
6. Яко исчезает дым, исчезоша козни богоборных,/ не могущих одолети крепости вашея, страстотерпцы,/ вы бо, евангельски словесем Владыки Христа последовавше,/ крест свой смиренно на рамена восприясте и незлобием диавола посрамисте.
7. Ангелы и человецы вкупе мужеству вашему удивишася, мученицы,/ како вы, в телеси бреннем страждуще,/ ополчения врагов видимых и невидимых одолели есте./ Темже Победителю смерти и ада вкупе ныне взываете:/ благословен Бог отец наших.
По 2-м стихословии седален гл.4: - особо посвящен мученикам, подвизавшимся во священном сане:
Тяготу трудов и зной страданий понесше, священномученицы,/ семена богопроповедания насадили есте/ и, ралом веры истинныя пажить словесную добре возделавше,/ кровьми мучений оросили есте./ Темже в радость Господа своего внидосте/ и от Него воздаяние трудов восприясте.
Здесь содержание стихиры отражает смысл евангельской притчи о Господине виноградника и нанятых им с раннего утра делателей, которые добросовестно понесли труд в винограднике, перенеся дневной зной и тяготу трудов. Священнослужители здесь те добрые делатели, которые были призваны в словесный вертоград Христов и с ревностью исполнили это делание: “семена богопроповедания насадили есте/ и, ралом веры истинныя пажить словесную добре возделавше,/ и как верх всякого доброделания, пажить словесную “кровьми мучений оросили есте./ и как закономерный итог, труды их вознаграждаются Небесной славой - “в радость Господа своего внидосте/ и от Него воздаяние трудов восприясте.”
Канон
Данная служба, по своему содержанию и направлению является соборной, поэтому в текстах, в определенном порядке, предусмотрено поименное прославление святых. Это необходимо для равночестного воздаяния памяти всем прославляемым святым данного собора и обеспечения возможности молитвенного обращения к ним в местах их особенного почитания (приходах, местах их последнего служения, совершения подвига и т.д.) Основная нагрузка поименного прославления в текстах приходится, в основном, на канон утрени.
Канон глас 4: “Моря чермную пучину…” Канон святых новомучеников имеет также свое особое построение: Первые тропари, после ирмосов, каждой из девяти песен содержат прославление святых общего характера и составлены в хронологической последовательности событий, а также последовательности совершения подвигов мучениками, что придает стройность и повествовательную определенность всей службы. В них, от песни к песни, раскрываются следующие темы:
1. история событий ( подвигов);
2. содержание событий (подвигов)
3. и последствия событий (плоды подвигов)
В первой песне канона начальный тропарь содержит моление ко Господу о даровании благодати и особого духовного настроя к прославлению подвига Новомучеников:
С третьей по шестой песни канона первые тропари несут на себе основную повествовательную нагрузку и развивают темы 1 и 2 -“истории событий и содержание событий”, которые в свою очередь, раскрывают особенности страдальческого пути святых мучеников в годы репрессий, их мужественное стояние в вере, духовная брань с видимыми и невидимыми врагами Христовой Церкви. По содержанию своему эти страдания носили особый характер изощренности, коварства и цинизма. На протяжении десятилетий, с начала репрессий, святые и их паства испытывали тяжелейший психологический прессинг - притеснения, угрозы и шантаж, ложные свидетельства и огульные обвинения в нелепых преступлениях против сов. власти, позорные суды и расправы, публичные унижения и объявления таковых «врагами народа», лишения гражданских прав, изъятие имущества, многократные и разнообразные репрессивные меры, с помощью которых гонители пытались склонить верных чад Церкви либо к отказу от Христианских ценностей, либо позорное и бесправное существование, тюремные заключения, лагеря, а чаще всего физическое уничтожение.
С седьмой и по девятую песнь включительно раскрывается тема 3-последствия событий, т.е плоды страданий мучеников и их Небесную славу. В начальных тропарях канона мы уже слышим мотивы победного шествия мучеников к Небесному наследию, своим мужеством и терпением удививших ангелов и людей.
Доминантой содержания всех тем является похвала святым мученикам и исповедникам, непоколебимо стоявшим в Истине даже до крови, мужественно страдавшим за Веру и положившим жизнь свою во свидетельство Христово.
Вторые и третьи тропари всех песен прославляют подвиги святых поименно и по чинам святости. Таким образом, в каноне представлен весь Собор Новомучеников Орехово-Зуевских с особым тропарем каждому из них. Такой прием в соборных службах не является правилом, потому что святых в прославляемом соборе могло быть и больше, что значительно затрудняет поименное прославление. Но в данном случае в соборе новомучеников Орехово-Зуевских насчитывается семнадцать святых, что позволило благополучно справиться с этой задачей.
Среди новомучеников Орехово-Зуевских достаточно много одноименных святых, таких как Василий (4), Николай (2), Иоанн (2), Сергий (2); в связи с этим, во избежании путаницы, особенно по местам особого почитания того или иного святого, в тропарях, где это было возможно, автором закладывалось упоминание о месте последнего служения святого, или месте его продолжительного служения. Например: «…веси Нестеровския пастырь добрый…»; «…града Дрезны именитый пастырю..» или «…пастве Красновския… в покров и заступление даровался еси.» В каноне последние тропари каждой песни – Богородичены. При подборе Богородичных текстов изучались Богослужебные минеи Праздничного ряда (Великие Господские и Богородичные службы, службы особо чтимых в России икон Пресвятой Богородицы). Приоритет отдавался текстам с наиболее четким и лаконичным содержанием догматического учения и смысловому соответствию составляемой службы. Затем, все подобранные стихиры непосредственно подвергались небольшому текстовому перефразированию и лексической адаптации к тематике данной службы. Делалось это достаточно корректно и без нарушения изначального замысла стихиры.
На хвалитех: стихиры составлены в следующем порядке: – первые три стихиры на гл.8, подобен: “О преславного чудесе..” - содержат особо торжественные прославления новомучеников общего характера. В возвышенной молитвенно-поэтической форме они изображают полноту Небесной славы и мученических воздаяний святых. Завершаются стихиры молитвенными обращениями ко Господу, по предстательству святых Новомучеников..: “..даровати земли нашей...и нам мир и велию милость.”; четвертая стихира на славе, гл.8: “Яко звезды пресветлыя..” и ныне, Богородичен гл 8: “О, преславного чудесе!..”
Богослужебная практика.
Безусловно, вновь составляемые чинопоследования святым новомученикам и исповедникам требуют от составителя глубокого и проникновенного сознания смысла, традиций и задач православного богослужения. А составленные и имеющие положительные заключения Богослужебной Комиссии чинопоследования и принятые к общецерковному употреблению должны сопровождаться подробным авторским разъяснением смысла составленных песнопений. Это необходимо как для специалистов Богослужебной комиссии, так и для последующего широкого использования авторского материала в образовательных и воспитательных целях по данной теме. Что в конечном итоге, дает возможность более глубокого и проникновенного понимания подвигов новомучеников и исповедников Российских ХХ столетия. Сам факт появления нового гимнографического произведения с подробным разъяснением его смысла, может самым положительным образом содействовать повышению уровня богослужебной культуры верующих, стать особой, актуальной и познавательной темой для учащихся православных учебных заведений, воскресных школ. Ведь церковно-потическое произведение это прежде всего и молитва, возводящая ум и сердце молящихся к Богу; и повествование, свидетельствующее о высочайшем образце евангельского делания святых, а это повествование побуждает христиан к посильному подражанию подвигам святых; это и семя просвещения, сеемое в сердца верных через слово Божие; это, наконец, и благодать Святого Духа, освящающая, животворящая и образующая эти души в плодородную землю, приносящую плоды добрые.
Создаваемые в новых условиях молитвенно-поэтические произведения должны находить в сердце современного человека благодатную почву, оно должно задевать его, быть ему понятным и близким.
Но как трудно бывает именно сегодня через язык богослужения донести до современного человека эти спасительные средства. И все потому, что участники богослужений, хотя и присутствуют при нем, но остаются “вне зоны доступа” благодатного и полноценного его воздействия. Язык богослужений и смысл его для подавляющего большинства остается либо неосмысленным, либо непонятным вообще. Здесь сами обстоятельства требуют проведения серьёзной образовательной работы с паствой на приходах по разъяснению элементарных понятий о православном богослужении, в том числе и на примере новых служб, посвященных новомученикам.
Да, в современных условиях очень сложно совершать миссию церковного служения, но меры, предпринимаемые на приходах по образования прихожан и повышения их богослужебной культуры и грамотности, должны быть неукоснительными и носить системный характер. Люди должны знать и понимать родное православное богослужение. Иначе может оказааться так, что и вновь составленные богослужебные тексты новомученикам и исповедникам Российским, останутся всего лишь богослужебным атрибутом, храмовым песнопением, не выходящим за пределы его стен.
Освещение темы.
2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был принят очень важный документ “ О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших” Безусловно, все содержание документа носит актуальный характер, но к некоторым пунктам постановления следует отнестись с особым вниманием:
п3. Во всех епархиях Русской Православной Церкви подобает регулярно совершать богослужения в дни почитания новомучеников и исповедников, проводить посвященные их памяти церковно-общественные мероприятия (конференции, форумы, съезды), а также вести просветительскую работу в высших учебных заведениях, школах, среди молодежи.
п4. Изучение подвига новомучеников и исповедников надлежит включить в учебные планы духовных семинарий и училищ с учетом истории региона.
Думаю, что вполне будет уместно и правильно, в образовательном процессе по данной теме, использовать гимнографические тексты служб новомученикам и исповедникам Российским, в том числе тексты службы святым нашего края. Эти произведения вполне могут стать особым и самодостаточным материалом на уроках в воскресных школах, гимназиях, симинариях, поскольку содержат в себе все необходимые средства и пособия к удобному изучению темы «Новомученики и Исповедники Российские ХХ столетия.», поскольку в них изначально заложен целы ряд тем, раскрывающих догматическое, богословское и нравственное учение Церкви, содержат хвалебно-повествовательные мотивы и историю событий. В основе своем, содержание текстов апеллирует к Священному Писанию и Преданию святых отцов.
Освещение этой темы требует всесторонней и основательной подготовки самих педагогов, системного и последовательного подхода в процессе преподавания этой темы. Педагогу, взявшемуся за это многотрудное и ответственное дело, необходимы будут целый ряд дополнительных знаний по предметам - Основ Православной культуры и нравственного богословия; хорошо знать этнокультуру, систему ценностей и традиции русского народа, сформировавшиеся из недр Православной христианской культуры. Но что более важно – опыт личной духовной жизни, то есть то, что мы иногда называем «воцерковленностью». Все это, в совокупности, должно обеспечить педагогу личное понимание цели христианской жизни, систему ценностей и смысл добродетелей, но самое главное - осмыслить христианскую природу подвига мученичества и исповедничества, особенно в годы гонений и репрессий богоборческой власти против собственного народа и Русской Православной Церкви, основательно изучить исторический и политический аспект этого периода. Пользуясь этими познаниями, педагог должен уметь анализировать и давать четкую нравственную, социальную и политическую оценку этих репрессий. Работая с детьми, а это масса сегодня абсолютно неоднородная по своему психологическому, нравственному и духовному состоянию, следует быть готовыми давать четкий ответ любому ребенку на любой вопрос и даже на самый провокационный. Поэтому успех при освещении этой очень важной темы и усвоения её детской аудиторией во многом зависит от уровня подготовки самого преподавателя. Но есть условия и другого порядка, не зависящие от уровня подготовки преподавателя и прямо влияющие на результат усвоения детьми этой темы – отсутствие элементарных религиозных познаний у детей. А если они не знакомы с основами православного вероучения, мировоззрения, понятиями о христианских добродетелях, усвоить материал куда более сложный для восприятия и усвоения, как подвиг мученичества - невозможно. Ведь подвиг мученичества это венец или верх всякой христианской добродетели, это итог непростого и очень трудного пути евангельского делания – от малых добродетелей к большим, от простых понятий к совершенным, подобно восхождению по ступеням лестницы. Это принцип духовного совершенствования. Поэтому необходимо хотя бы ознакомить детей с этими принципами, а уж затем при, наличия у них элементарных вероучительных знаний, изложенных в Законе Божьем, Катехизисе и т.д., осваивать с ними тему «новомученики и исповедники.» Особенно важно чтобы дети имели четкое понимание двух основных заповедей, изложенных Спасителем в Евангелии - любви к Богу и ближним, и как высшее проявление этой любви – мученичество. То есть самоотверженное свидетельство истинной веры перед лицом страданий и самой смерти. Необходимейшим условием при ознакомлении детей с подвигом мученичества, является раскрытие смысла жертвенной любви, как основного мотива и побудительного фактора совершения такого подвига, в подражание Самому Христу Спасителю, Который принес Себя в жертву за грехи всех людей и засвидетельствовал эту любовь Своими Крестными страданиями. Поэтому тема Христа, Его страданий и спасительной миссии должны быть центральными при освящении данной темы.
Хочется вас заверить, что более подробный материал по теме сегодняшнего доклада, автор будет рад предоставить каждому, кому эта материал оказался не чуждым и кто считает необходимым для себя знать эту тему, в то числе и для работы, если она особенно связана с детской и молодёжной аудиторией.
Конференция, посвященная увековечению памяти Новомучеников и Исповедников Орехово-Зуевских
Ноябрь 2013 года

|